Рейтинг@Mail.ru

Педагогика

Ведение в педагогическую деятельность
Общие основы педагогики
Теория обучения
Теория и методика воспитания
Педагогические технологии
Управление образовательными системами
 
А знаете ли Вы, что такое «» в педагогике?

Частные принципы организации воспитательной работы: принцип уважения к личности ребенка

 

Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.


Читайте далее:  Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
 
Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 
 

Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Полезные материалы:

Педагогический словарь
Бесплатная коллекция рефератов
Скачать шпаргалки по педагогике
© 2005-2024 Журнал дошкольная педагогика социальная психология и педагогика воспитание, образование школа и институт педагогики, специальная педагогика скачать бесплатно учебные материалы, рефераты и научные работы по педагогике
© Все права на материалы сайта принадлежат их авторам!
При использовании материалов сайта прямая активная гиперссылка на http://www.pedpro.ru обязательна!
Рейтинг@Mail.ru